Автомеханик

(грузовой автомобиль КамАЗ - ремонт своими силами)


Меню


  1. Двигатель
  2. Сцепление
  3. КПП
  4. Карданная передача
  5. Рама и тягово-сцепное устройство
  6. Седельно-сцепное устройство
  7. Аккумуляторная батарея


Контакты


КамАЗ - ремонт своими силами

Коробка передач

Ремонт

Для проверки редукционного клапана делителя снимите его с коробки передач и установите на стенд, который должен быть оборудован пневмосистемой с давлением воздуха 6—7 кгс/см2, подаваемым на вход клапана. На выходе из клапана должен быть установлен манометр для контроля давления, обеспечивающий точность замера не менее 0,05 кгс/см2.

Проверьте давление выходящего воздуха, которое должно составлять 3,95—4,45 кгс/см2. При несоответствии давления указанной величине снимите пломбу, выверните пробку 12 (рис.) и, подбирая необходимое число шайб 13, отрегулируйте клапан и запломбируйте.

 

Для снятия и разборки крана управления делителем при ремонте выверните болты крепления трех воздуховодов, отсоедините кран 1 управления делителем (см. рис.) от опоры 2, выверните винты крепления хомута троса к рычагу переключения передач, выньте резиновую втулку из корпуса опоры уплотнителя люка, выверните винты крепления крышки переключателя крана управления, осторожно снимите крышку с фиксаторами и пружиной, обратив внимание на сохранность шариков, и отсоедините трос от рычага переключателя. Снимите кран управления делителем в сборе и разберите его.

При частичной разборке: выверните болты 2 (рис.) крепления крышки 3 с тросом к корпусу 5 крана, промойте детали крана и смажьте рабочие поверхности деталей смазкой 158. Соберите кран управления. Вытяните трос до упора и замерьте выступающую из оплетки часть. При этом трос должен быть в выпрямленном положении. Величина выступающей части троса (до изгиба) — 24,5—26,5 мм. Смажьте трос 1, залив в оплетку троса с помощью масленки 10—15 г масла ТСп-15к. При обрыве троса или несоответствии размера выступающей части троса номинальному (24,5—26,5 мм) кран полностью разберите и замените трос. Для этого отсоедините трос крана с крышкой 3 в сборе, как указано выше, распрямите отогнутый конец троса 1, отверните накидную гайку 6 и вытяните трос с золотником в сборе из оплетки. Далее отверните контргайку 1 (рис.), выверните наконечник 3 троса из золотника 6. Вставьте новый трос в золотник, вверните наконечник троса, обеспечив осевое перемещение троса относительно золотника 0,1—0,3 мм, и надежно законтрите гайкой 1. Золотник крана после сборки должен свободно вращаться относительно троса от руки. Соберите кран управления.

С апреля 1981 г . трос крана изготавливается из витого многожильного каната диаметром 1,6 мм (ГОСТ 3062—80). На концах троса надеты и припаяны втулки 7 (см. рисунок ) с наружным диаметром 2,5 мм и толщиной стенки 0,3 мм . Длина втулки, надетой на нижний конец троса — 4 мм , на верхний отогнутый конец троса — 14 мм . Для установки такого троса в переключателе крана 3 (см. рис.) необходимо рассверлить отверстие под трос с 2,5 до 3,5 мм .

 

При проверке пневмосистемы на герметичность определите место утечки воздуха на слух. Поочередно, перемещая переключатель управления в положение «В» или «Н», прослушайте воздухопроводы пневмосистемы управление делителем, а нажав педаль сцепления до упора 5 воздухопроводы системы переключения делителя.

Обнаруженную утечку устраните подтягиванием болтов, или заменой уплотнительных шайб и неисправных воздуховодов.

 

Зацепление зубчатых муфт синхронизатора делителя передач при подведенном в пневмосистему сжатом воздухе и нажатом до упора клапане включения делителя регулируйте следующим образом:

снимите пломбы, расконтрите и выверните установочные винты 1 и 5 (рис.) на корпусе механизма переключения передач делителя и снимите крышку 3 смотрового люка; переместите золотник крана управления делителем в положение «Н» и, вворачивая задний установочный винт 5 до соприкосновения с рычагом, доверните его еще на 1/4 оборота и законтрите контргайкой 4. При этом положении первичный вал (при снятой коробке передач) должен проворачиваться от руки легко, без заеданий;

переместите золотник крана управления делителем в положение «В» и передним установочным винтом 1 отрегулируйте зацепление, как указано выше;

через смотровой люк в корпусе механизма переключения передач делителя проверьте рабочий ход рычага до упора в установочные винты (16,5—19 мм по центру отверстия в рычаге), законтрите винты и запломбируйте.

 

При ремонте дистанционного привода управления коробкой передач для снижения усилия при переключении передач замените смазку в трех опорах привода и сферических головках шарнирных соединений рычагов. Свежую смазку в опоры закачайте через пресс-масленки, ввернув их вместо пробок в корпусе опор.

Если после смазки опор усилие на рычаге при переключении передач не изменилось или снизилось недостаточно, разберите опоры в следующем порядке:

выверните болты 19 (см. рис.) крепления регулировочного фланца и болты крепления опоры на картере сцепления;

снимите резиновый чехол шарнирного соединения, отсоедините тягу, обращая внимание на сохранность ограничительного шарика и пружины;

отверните с промежуточной тяги регулировочный фланец 18 и вытяните промежуточную тягу из опоры;

отсоедините головку 6 передней тяги, обращая внимание на сохранность шарика и пружины;

отсоедините крышки 15 от опоры в картере маховика;

снимите переднюю тягу, размещенную в развале блока цилиндров;

снимите опору рычага переключения передач, расположенную на переднем торце блока, как описано ниже.

Выньте из корпусов опор сухари 11, втулки 13, пружину 14.

Детали и полости опор промойте керосином или дизельным топливом, замените изношенные уплотнительные кольца. При сборке смажьте трущиеся поверхности смазкой 158;

заложите свежую смазку в полости опор. После сборки отрегулируйте дистанционный привод.

Для регулирования дистанционного привода управления механизмом переключения передач коробок моделей 14 и 15:

установите рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение;

ослабьте стяжные болты 24 (см. рис.) стяжного регулировочного фланца 18, выверните четыре соединительных болта 19 и наверните на один-два оборота регулировочный фланец на промежуточную тягу 17;

отверните контргайки 8 и 22 установочных винтов 9 и 21. Застопорите рычаг 7 наконечника и рычаг штока 23 ввертыванием установочных винтов в отверстия рычагов;

свинчивая регулировочный фланец до соприкосновения его торца с торцом фланца штока по всей плоскости, соедините их четырьмя болтами 19. Фланец закрепите на промежуточной тяге, затянув болты 24;

выверните на 31 мм установочный винт 9, расположенный на передней опоре рычага переключения передач, а установочный винт 21, расположенный на задней опоре рычага, — на 21 мм . После этого застопорите их контргайками.

Для снятия и разборки опоры рычага переключения передач наклоните кабину, снимите шумоизоляционный чехол рычага переключения передач, детали уплотнителя опоры, отсоедините воздуховоды пневмосистемы делителя (коробки передач модели 15), кронштейн крепления генератора, тяги и тросы управления топливным насосом, снимите головку 6 (см. рис.) передней тяги, отверните болты крепления кронштейна опоры к двигателю и снимите опору, отсоедините кран 1 управления делителем и рычаг переключения передач.

Разберите опору в такой последовательности: снимите резиновый чехол 14 (см. рис.), держатель колпака 9, пружину тормоза, нажимной диск 16, диск 8 тормоза, отверните гайку 15, извлеките пружину 10 и нажимную шайбу 11, отвернув четыре болта, отсоедините опору 7 уплотнителя люка, снимите рычаг 4 наконечника, выньте штифт 4 и ось 12 наконечника рычага.

Детали промойте, трущиеся поверхности смажьте смазкой 158. При сборке, заворачивая гайку 15, совместите ее паз с пазом кронштейна и раскерните. Полость А опорь заполните смазкой 158. Наконечник рычага 13 должен поворачиваться во взаимно перпендикулярных направлениях с усилием 2,5—3,5 кгс, приложенным к конусной поверхности наконечника рычага.

Для регулирования зазоров между кареткой синхронизатора делителя и сухарями вилки переключения делителя передач снимите крышку 6 (см. рис.) смотрового люка картера делителя. Расконтрите и выверните два болта крепления вилки механизма переключения передач в делителе так, чтобы валик 13 с укрепленным на нем рычагом 16 перемещался свободно в осевом направлении. Снимите механизм переключения делителя.

Сцентрируйте первичный вал 10 делителя специальным приспособлением (рис.), которое состоит из корпуса с центрирующим устройством и двух зажимных рычагов. Для этого центрирующий конус 9 вставьте во внутренний конус ведущего вала делителя, закрепив приспособление на картере делителя поворотом зажимных рычагов 11. Установочные штифты 3 при этом центрируют приспособление относительно поверхности Б (см. рис.), обеспечив смещение оси вала не более 0,2 мм . Переместите вилку 14 вправо до упора сухаря 15 в каретку синхронизатора. Перемещая валик 13 с закрепленным на нем рычагом 16 вправо, обеспечьте зазор 0,3—0,6 мм, для чего между привалочной плоскостью картера под корпус механизма переключения передач и головкой рычага 16 поместите установочную пластину 2 (см. рис.) толщиной 0,3—0,5 мм. Переместите валик до упора головки рычага в пластину. Заверните и законтрите отгибными шайбами болты крепления вилки. Установите на место механизм переключения делителя передач и смотровую крышку 6 (см. рис.).

 

Для разборки коробки передач выполните следующие операции :

отсоедините делитель 11 (см. рис.) или картер сцепления 38 (см. рис.) от коробки передач;

разберите основную коробку передач в следующем порядке: выверните болты крепления верхней крышки 18 коробки передач и, вворачивая два болта в специальные резьбовые отверстия в крышке (предварительно вывернув из них пробки), снимите ее; отверните гайку 26 крепления фланца карданного вала и снимите фланец 27; снимите передние и задние крышки подшипников первичного 1, вторичного 35 и промежуточного 33 валов; вворачивая болты крепления в специальные отверстия в крышках (при снятии крышек обращайте внимание на сохранность прокладок), снимите стопорное кольцо 21 подшипника; расстопорите и выверните два болта крепления упорной шайбы 31 заднего подшипника промежуточного вала; съемниками И-801.30.000 (рис.) снимите задний подшипник вторичного вала, используя захват И-801.30.100. Установите захват на проточку подшипника и стяните его гайками 2. Вворачивая винт 5 в траверсу 7 и упираясь наконечником 4 в торец вала, снимите подшипник.

Демонтируйте стакан 28 (см. рис.) заднего подшипника вместе с подшипником 30 промежуточного вала. Для снятия подшипника промежуточного вала, опираясь упорами 1 (рис.) съемника И-801.31.000 в стенку картера коробки передач, вверните в резьбовые отверстия стакана подшипника до упора два болта 6. Упираясь наконечником 2 в торец вала, вверните рукояткой 5 винт 4 в плиту 3 до полного снятия подшипника со стаканом.

При снятии из картера коробки передач стакана заднего подшипника промежуточного вала установите технологическую упорную шайбу между венцом шестерни II передачи промежуточного вала, и венцом блока шестерни заднего хода (во избежание поломки зубьев венца II передачи). Выньте первичный 1 (см. рис.), вторичный 35 и промежуточный 33 валы коробки передач, спрессуйте ось блока шестерен заднего хода 12 съемником И-801. 32.000. Для этого рукоятку 2 (рис.) установите в крайнее правое положение, ключом вверните винт 1 в ось блока шестерен, затем заверните рукоятку на винт до полного снятия оси блока шестерен.

Выньте блок шестерен 14 (см. рис.), подшипники 15 с проставочным кольцом и упорные шайбы 13.

 

 

Для разборки делителя передач :

снимите крышку 6 (см. рис.) смотрового люка, крышки подшипников первичного и промежуточного валов делителя, выньте первичный вал 2 делителя, предварительно развернув его лыской на конусном кольце синхронизатора вниз к шестерне привода промежуточного вала, выньте синхронизатор, расстопорите и отверните болты крепления упорной шайбы подшипника; выпрессуйте промежуточный вал 11 делителя из подшипника; выньте подшипник 12 из корпуса; выверните потайные болты крепления стакана заднего подшипника промежуточного вала и снимите его вместе с подшипником;

выньте промежуточный вал делителя; расстопорите и выньте два болта крепления вилки переключения передач; выньте валик 13 с рычагом 16 и извлеките вилку 14 из картера.

Для разборки вторичного вала коробки передач снимите стопорное кольцо 1 (см. рис.) и передний подшипник 2 вторичного вала съемником И-801.30.000. Для этого используйте захват И-801.30.200, Установите захват 1 на подшипник и стяните гайками 2 (рис.). Ввертывая винт 3 в траверсу 4 и упираясь наконечником 5 в торец вала, снимите подшипник, затем синхронизатор IV к V передач, упорное кольцо 4 (см. рис.) шестерни IV передачи. Для этого, необходимо вывести замковую шпонку 21 из паза шайбы и повернуть ее до совпадения шлицев шайбы и вала. Затем снимите шестерню 18 IV передачи с роликами 5 насыпных подшипников, спрессуйте втулку 6 IV передачи, извлеките замковую шпонку 21 с пружиной 19, снимите шестерню 7 и подшипник 8 III передачи, синхронизатор 9 II и III передач, снимите упорную шайбу 15, шестерню 14 и подшипник I передачи, муфту 12 включения I передачи и передачи заднего хода; спрессуйте шлицевую втулку 13 I передачи, снимите шестерню 11 и подшипник шестерни заднего хода, спрессуйте втулку 17 шестерни заднего хода, снимите шестерню и подшипник II передачи.

Для разборки верхней крышки коробки передач: отверните гайки и снимите опору рычага переключения передач, выньте стаканы 2 (см. рис.), пружины 3 и шарики 5 фиксаторов, расшплинтуйте и отверните установочные винты 4 (см. рис.) крепления вилок и головок штоков, выбейте три заглушки 1, выньте штоки переключения передач, выбейте заглушки замка штоков, выньте шарики 1 (см. рис.) из крышки и штифт 4 замкового устройства из среднего штока, отверните стакан пружины и выньте пружину 1 (см. рис.), предохранитель 2 и втулки предохранителя.

Сборку производите в последовательности, обратной разборке, учитывая следующие особенности:

при установке шестерен в коробку передач без их замены не разукомплектовывайте приработанные друг к другу шестерни;

для установки заднего подшипника промежуточного вала со стаканом на вал, установленный в коробку передач и поджатый передней крышкой, используйте съемник И-801.31.000. Для этого установите на наконечник 2 (рис.) шайбу 1, пропустите болты 5 через отверстия в стакане, вверните их в резьбовые отверстия на картере коробки передач до упора. Упираясь шайбой в подшипник, вворачивайте винт 4 в плиту 3 до полной установки стакана с подшипником;

при сборке вторичного вала обратите внимание на правильность установки втулок подшипников 6, 17 и 13 (см. рис.). Отверстия во втулках должны быть совмещены с радиальными отверстиями на соответствующих шейках вторичного вала. При сборке насыпного подшипника шестерен IV передачи должно быть заложено 88 роликов в два ряда с установкой между рядами промежуточной втулки 20. При установке переднего подшипника 2 вторичного вала приставное кольцо должно быть поставлено внутрь к торцу вала; при напрессовке шестерни 3 (см. рис.) привода промежуточного вала коробки передач и шестерни промежуточного вала делителя их необходимо нагреть до температуры 90°С;

обратите внимание на исправность синхронизаторов коробки передач и делителя. Статическое усилие вывода кареток из нейтрального положения должно быть равно для обоих синхронизаторов основной коробки 28—38 кгс, для синхронизатора делителя 60-70 кгс. Блокирующие фаски каретки и пальцев не должны иметь следов значительного износа;

после сборки вторичного вала коробки передач торцовые зазоры по ступицам шестерен I , II , III передач и передачи заднего хода должны быть в пределах 0,27—0,4 мм, по ступице шестерни IV передачи — 0.265- 0.515 мм . Торцовый зазор по ступице ведущей шестерни первично вала, делителя коробки передач должен быть в пределах 0,375— 0,715 мм ;

перед стыковкой делителя с коробкой передач отрегулируйте зазор между сухарем вилки, переключения передач делителя и кареткой синхронизатора:

при установке крышек подшипников первичных валов коробки передач и делителя, а также крышки вторичного вала обеспечьте минимальные люфты валов подбором регулировочных прокладок, для чего замерьте с точностью до 0,05 мм абсолютный размер «а» (рис.) от торца наружного кольца подшипника 6 до плоскости картера 4 при запрессованном до упора подшипнике. Для крышек первичных валов коробки передач модели 14 и делителя и для крышки вторичного вала коробки передач положите на привалочную поверхность крышки 2 уплотнительную прокладку, замерьте с точностью 0,05 мм размер «в», определите необходимую суммарную толщину регулировочных прокладок б, которая должна быть меньше разнести «в»—«а» на 0,2—0,4 мм. Подобрав нужное число регулировочных прокладок, установите крышку.

Крышку первичного вала основной коробки передач модели 15 ставьте без уплотнительных прокладок. При этом размер «г» от привалочной поверхности крышки до регулировочных прокладок обеспечьте в пределах «а»...«а»+ 0,1 мм подбором числа регулировочных прокладок;

перед установкой крепежных деталей и крышек нанесите равномерным слоем уплотняющую невысыхающую пасту УН-25 (ТУ 6-10-1284—77) на сквозные резьбовые отверстия картеров, а также на обе стороны прокладок передних крышек промежуточного вала делителя коробки передач модели 15 и промежуточного вала коробки передач модели 14, задней крышки промежуточного вала основной коробки передач, крышек люка отбора мощности и на прокладку картера делителя передач;

смажьте смазкой 158 рабочие кромки уплотнительных манжет первичного и вторичного валов, поверхности трения золотников крана переключения и воздухораспределителя, клапана включения делителя, а также манжеты механизма переключения передач делителя.

После сборки при вращении первичного вала от руки валы и шестерни коробки передач должны свободно (без заеданий) вращаться как при нейтральном положении рычага переключения передач, так и при любой включенной передаче (независимо от включенной передачи в делителе коробки передач).

Фиксаторы штоков всех передач должны четко фиксировать штоки в нейтральном положении и в положении включенной передачи.

Передача заднего хода и I передача должны включаться только при отжатом предохранителе заднего хода, установленном в верхней крышке.

Одновременное включение двух передач и течь масла из коробки передач не допускаются.

При вращении вала вилки выключения сцепления от руки муфта выключения сцепления должна без заеданий перемещаться по всей длине направляющей крышки первичного вала.

Проверьте на герметичность соединения воздухопроводов пневмосистемы управления делителем, установленной на коробке передач модели 15, сжатым воздухом под давлением 6 кгс/см2, подведенным к редукционному клапану. При этом используйте технологический кран управления делителем. В обоих положениях крана управления делителем и выжатом до упора (ход 6 мм ) клапане включения делителя допускается падение давления в воздушном баллоне не более чем на 1,5 кгс/см2 в течение 40 с.

Отрегулируйте зацепление зубчатых муфт синхронизатора делителя.



Если Вам понравился сайт "Автомеханик", порекомендуйте его Вашим друзьям и коллегам.
Ссылка на наш сайт может выглядеть так: <p>Грузовой <a href="http://avto-remzona1.ru/"> автомобиль КамАЗ - ремонт </a> своими силами</p>