Автомеханик

(грузовой автомобиль КамАЗ - ремонт своими силами)


Меню


  1. Двигатель
  2. Сцепление
  3. КПП
  4. Карданная передача
  5. Рама и тягово-сцепное устройство
  6. Седельно-сцепное устройство
  7. Аккумуляторная батарея


Контакты


КамАЗ - ремонт своими силами

Коробка передач

Техническое описание

На автомобили КамАЗ устанавливаются две модели коробок передач: на одиночных автомобилях — пяти ступенчатые коробки передач модели 14; на автомобилях-тягачах, предназначенных для работы в составе автопоездов, — десятиступенчатые коробки передач модели 15, состоящие из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя передач, которые в сочетании позволяют получить 10 передач переднего и две заднего хода.

Передаточные числа коробок передач следующие: модели 14: I — 7,2; II — 4.03; III — 2,5; IV — 1,53; V — 1,00; З . Х — 7,38;

модели 15: I Н — 7,82: I В — 6,38; II Н — 4,03; II В — 3.29; III Н — 2,5; III В — 2.04; IV Н — 1.53; IV В — 1.25; V Н — 1.00: V В — 0,815; 3. Х . Н — 7,38; З . Х . В . — 6,02.

 

Система смазки — комбинированная. Все детали смазываются разбрызгиванием. Подшипники шестерен основной коробки передач и делителя, кроме того, дополнительно смазываются от маслонагнетающего устройства.

Управление основной коробкой передач — механическое с дистанционным приводом, управление делителем передач пнёвматическое.

 

Коробка передач модели 14 состоит из следующих основных узлов: картера коробки передач 34, в котором смонтированы первичный 1, вторичный 35 и промежуточный 33 валы в сборе с шестернями, синхронизаторами и подшипниками; блока шестерен 14 заднего хода; верхней крышки 18 коробки с механизмом переключения передач в сборе.

К переднему торцу картера коробки передач прикреплен картер 38 сцепления.

Подшипники валов закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Крышка 2 заднего подшипника первичного вала внутренней расточкой центрируются по наружной обойме подшипника. Поверхность крышки, обработанная по внешнему диаметру, является центрирующей поверхностью для картера сцепления. Во внутреннюю полость крышки вставлены две самоподжимные манжеты 39. Рабочие кромки манжет имеют правую насечку. Внутренняя полость большего диаметра предназначена для размещения в ней маслонагнетающего устройства. В верхней части крышки имеется отверстие для подвода смазки из маслонакопителя коробки передач в полость нагнетания. Крышка 20 заднего подшипника вторичного вала крепится к заднему торцу картера коробки передач и центрируется по наружной обойме заднего подшипника 22 вторичного вала. В задней части крышки установлена манжета 25 с пыльником, на рабочей кромке которой имеется левая насечка. В нижней части крышки в специальной расточке помещен валик 10, выполненный вместе с шестерней червячной пары привода спидометра. На выступающем конце валика, имеющем лыску, установлена ведущая шестерня 12 цилиндрической пары сменных шестерен привода спидометра. Ведомая цилиндрическая шестерня 13 установлена на валике 14 привода спидометра, который вращается в расточке фланца 16 датчика привода спидометра. Полость сменных шестерен изолирована от масляной ванны коробки передач, а шестерни сказываются консистентной смазкой, ЦИАТИМ-201, закладываемой при сборке. От вытекания смазка удерживается маслосгонной резьбой, выполненной на валике, и манжетой.

Для обеспечения правильности показания спидометра числа зубьев сменных цилиндрических шестерен подбираются в зависимости от передаточного числа главной передачи.

Для обеспечения правильности показания спидометра числа зубьев сменных цилиндрических шестерен подбираются в зависимости от передаточного числа главной передачи.

В приливах правой стенки картера коробки передач выполнена расточка, в которую запрессована ось 12 (см. рис.) блока шестерен заднего хода. Для предотвращения от выпадания ось закреплена стопорной шайбой 17, привернутой болтом 16.

Масло в коробку передач заливается через горловину, расположенную на правой стенке картера. Горловина закрыта пробкой со встроенным масляным щупом. В нижней части картера в бобышки ввернуты сливные пробки 8 и 9 (см. рис.). В пробку 5 вмонтирован магнит, улавливающий металлические частицы, которые могут находиться в масле. С двух сторон картера имеются люки для установки коробок отбора мощности, которые закрыты крышками 5 с уплотнительными прокладками 6. Люки выполнены по ГОСТ 12323—66. Допустимый отбор мощности по 30 л . с. с каждого люка. Отбор мощности при движении автомобиля не допускается.

Во внутренней полости картера в передней части левой стенки отлит маслонакопитель, куда при вращении шестерен забрасывается масло и по сверлению в передней стенке картера поступает в полость задней крышки первичного вала и на маслонагнетающее кольцо.

В верхней правой части задней стенки, выполнен масляный карман, куда масло забрасывается вращением шестерен. Из масляного кармана масло по сверлению в стенке картера поступает в полость задней крышки вторичного вала для смазки червячной пары привода спидометра. Шестерни коробки передач скомплектованы попарно с сопрягаемыми шестернями по пятну контакта и уровню шума.

 

Первичный вал коробки передач выполнен вместе с шестерней. Его передней опорой является шариковый подшипник, расположенный в расточке коленчатого валя. Полость подшипника заполнена смазкой 158 и уплотнена манжетой. На задний конец вала с упором в торец шестерни посажены шарикоподшипник 5 и маслонагнетающее кольцо 2, которое от проворачиваний на валу застопорено шариком 1. Детали 2 и 5 стянуты кольцевой гайкой 3, которая застопорена раскерниванием пояска в пазы вала.

Маслонагнетающее кольцо на наружной поверхности имеет правую трехзаходную винтовую нарезку, которая закачивает масло в нагнетательную полость.

Осевой ход ведущего вала регулируется набором стальных прокладок 3 (см. рис.) толщиной 0,2 и 0,3 мм , устанавливаемых между торцом крышки первичного вала и наружной обоймой подшипника.

 

Промежуточный вал 1 выполнен вместе с венцами шестерен I и II передача и заднего хода. На переднем конце вала напрессованы и закреплены сегментными шпонками 8 шестерни 7 и 6 III и IV передач и шестерня 3 привода промежуточного вала.

 

Вторичный вал 16 в сборе с шестернями и синхронизаторами установлен соосно с первичным валом. На переднем конце вала посажен подшипник 2 с приставным внутренним кольцом. Все шестерни вала установлены на роликовых подшипниках, из которых подшипник 5 шестерни IV передачи насыпной без сепаратора. Шестерни 18 и 7 IV и III передач в осевом направлении закреплены упорным кольцом 4 с внутренними шлицами, которое установлено в выточке вала таким образом, что его шлицы расположены против шлицев вала, и застопорено от проворачивания подпружиненной замковой шпонкой 21. По оси вала просверлен канал для подвода смазки по радиальным отверстиям к подшипникам шестерен. Масло в канал подается маслонагнетающим устройством, расположенным на первичном валу.

Для безударного переключения II, III, IV и V передач имеются два пальчиковых синхронизатора 3 и 9 инерционного типа.

 

Механизм переключения передач смонтирован в верхней крышке 2 коробки передач и состоит из трех штоков, вилок переключения 3, 6, 7, двух головок штоков, трех фиксаторов 5 (см. рис.), предохранителя 2 (см. рис.) включения первой передачи и заднего хода и замка штоков. Замок штоков состоит из двух пар шариков 1 (см. рис.) и штифта 4. Шарики расположены между штоками во втулках, штифт находится в отверстии среднего штока между шариками.

Диаметры шариков и расстояния между штоками выбраны таким образом, что при перемещении любого штока из среднего положения шарики выходят из лунок перемещаемого штока и входят в лунки неподвижных штоков, блокируя их с корпусом. Сверху на крышку механизма переключения установлена опора рычага 11 (см. рис.) со штоком 4, перемещающимся в сферической опоре 9. С правой стороны опоры ввернут установочный винт 3 (см. рис.), который фиксирует рычаг в нейтральном положении. В рабочем положении винт должен быть вывернут на 21 мм и законтрен.

 

Десятиступенчатая коробка передачи модели 15 состоит из основной пятиступенчатой коробки передач 8 и переднего двухступенчатого редуктора делителя 11 передач.

Основная пятиступенчатая коробка передач модели 15 максимально унифицирована с коробкой передач модели 14, кроме небольшого числа деталей, изменение конструкции которых вызвано применением делителя передач:

  • изменена конструкция первичного вала 2 и крышки 7 заднего подшипника. Между крышкой и картером коробки передач отсутствует уплотнительная прокладка;
  • передней опорой первичного вала является роликовый подшипник 1, расположенный в отверстии первичного вали делителя;
  • вместо маслонагнетательного кольца на валу на шлицах закреплена гайкой муфта синхронизатора 5;
  • отсутствует передняя крышка промежуточного вала, вместо нее осевое смещение переднего подшипника промежуточного вала ограничивает распорная втулка 9, которая одновременно является и маслоотражательной шайбой;
  • масляные ванны коробки передач и делителя сообщаются между собой двумя отверстиями, имеющими в нижней части переднего торца коробки передач и в задней стенке делителя.

Осевой ход ведущего вала регулируется стальными прокладками б толщиной 0,2 и 0,3 мм .

 

Делитель передач — механический редуктор, состоит из одной пары цилиндрических шестерен первичного 2 и промежуточного 11 валов, синхронизатора 7 и механизма переключения передач. Управление механизмом переключения передач пневматическое.

Осевой ход первичного вала регулируется набором металлических прокладок 1 толщиной 0,2 и 0,3 мм , устанавливаемых между задней крышкой 5 и наружной обоймой подшипника 4. На переднем конце вала эвольвентные шлицы двумя проточками разделены на три венца. Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца для создания «замка», предотвращающего передачи в делителе от самовыключения. На шлицах подвижно посажен пальчиковый синхронизатор инерционного типа.

Ведущая шестерня 8 вращается на двух роликовых подшипниках 9. Маслонагнетающее кольцо 3 подает масло по наклонным сверлениям первичного вала в его внутреннюю полость, откуда оно попадает в каналы первичного и вторичного валов основной коробки передач.

Промежуточный вал делителя с напрессованной шестерней привода промежуточного вала вращается на переднем 12 и заднем 10 подшипниках.

Механизм переключения делителя передач закреплен на картере делителя слева.

 

Дистанционный привод управления основной коробки передач состоит из качающегося рычага 4 переключения передач, опоры 2 рычага переключения передач, укрепленной на переднем торце блока цилиндров двигателя, передней 10 и промежуточной 17 тяг управления, которые перемещаются в сферических втулках 13 из металлокерамики. Втулки уплотнены резиновыми кольцами 12 и поджаты пружиной 14 к сухарю 11. Опора промежуточной тяги установлена на картере сцепления. На задний конец промежуточной тяги навернут на резьбе и закреплен двумя стяжными болтами 24 регулировочный фланец 18.

Опора рычага переключения передач состоит из кронштейна 1, опоры 7 уплотнителя люка держателя 9 колпака, наконечника 13 рычага. Последний через шайбу 11 поджат пружиной 10. Пружина другим концом упирается в гайку 15, которая после заворачивания раскернивается

в паз кронштейна. Верхняя плоскость гайки является рабочей поверхностью фрикционного тормоза, представляющего собой устройство, включающее фрикционной диск 8, нажимной 16 и пружину. Сила трений фрикционного устройства гасит вибрации рычага переключения передач. Установочный винт 17 фиксирует рычаг переключения в нейтральном положении. В рабочем положении винт должен быть вывернут на 31 мм и законтрен.

Дистанционный привод управления основной коробкой передач модели 15 отличается от привода коробки передач модели 14 удлиненной промежуточной тягой и рукояткой переключения передач, в которой смонтирован переключатель 3 (см. рис.) крана управления делителем.

 

Пневматическая система переключения передач делителя состоит из следующих основных узлов: редукционного клапана 4, крана 3 управления, механизма 5 переключения передач делителя с воздухораспределителем 6, клапана 1 включения делителя передач, упора 2 штока, клапана и воздуховодов.

Воздух из контура IV пневматического привода тормозной системы под давлением 6,2 — 7,5 кгс/см2 подается на вход редукционного клапана, на выходе из которого поддерживается постоянное давление 3,95- 4,45 кгс/см2, величина которого регулируется прокладками, установленными на пробку.

Кран 3 управления делителем в зависимости от положения золотника направляет воздух, поступающий из редукционного клапана, в одну из полостей под поршни воздухораспределителя 6 и перемещает золотник воздухораспределителя в одно из двух крайних положений, подготавливая таким образом подачу воздуха в полость А или Б силового цилиндра.

Предварительный выбор передачи в делителе производится перемещением рычага переключателя (в положение В или Н), который перемещает золотник крана.

Воздух из редукционного клапана под поршень силового цилиндра подается клапаном 1 включения делителя передач, который открывается упором 2, закрепленным на толкателе поршня пневмоусилителя выключения сцепления. Клапан открывается в конце хода толкателя, т. е. при полностью выключенном сцеплении.

Смотреть номинальные размеры деталей КПП и их допустимый износ.



Если Вам понравился сайт "Автомеханик", порекомендуйте его Вашим друзьям и коллегам.
Ссылка на наш сайт может выглядеть так: <p>Грузовой <a href="http://avto-remzona1.ru/"> автомобиль КамАЗ - ремонт </a> своими силами</p>

порно онлайн Большая обувь женская.